Золотая середина


Инновации, гибкость и локальный менеджмент — необходимые условия для успеха небольшой фармацевтической компании

Часто фармрынок представляется достаточно упрощенно: есть Большая фарма, состоящая из огромных многонациональных корпораций, производящих инновационные лекарства, и есть дженериковые компании, большие и маленькие. Однако в мире много фармацевтических компаний среднего размера, которые успешно работают в течение многих лет, выпуская на рынок свои инновационные препараты. Представителя одной из них «ФВ» пригласил на интервью в рубрику «У редакционного камина». Об особенностях бизнеса компании, принадлежащей «золотой середине» европейской фармацевтической индустрии, о перспективах российского рынка рассказал управляющий директор итальянской компании Alfa Wassermann SpA Пьер В. КОЛЛИ.

Вернуться на траекторию

— Препараты вашей компании присутствуют на российском рынке уже 25 лет, 8 лет работает представительство. За это время вы наверняка смогли почувствовать специфику отечественного фармацевтического рынка. Какие тренды вы наблюдаете?

— Действительно, наши препараты впервые появились на российском рынке в 1991 г., а в 2008 г. открылся филиал компании «Альфа Вассерманн» в России. Мы видели взлеты и падения, и на данный момент мы чрезвычайно довольны тем, что находимся на этом рынке. Россия — большая страна с огромным потенциалом. Если сравнить состояние экономики и системы здравоохранения 25 лет назад и сегодня, мы увидим, что Россия совершила колоссальный рывок. Что же касается российского фармацевтического рынка, то могу сказать, что в последние годы он развивается в том же направлении, что и во многих других странах за последние 25 лет. Все страны ищут баланс между ресурсами, требуемыми для улучшения системы здравоохранения, и наличием этих ресурсов у правительства. Важной проблемой в России является доступность новых препаратов для всех пациентов, прежде всего это касается дорогостоящего лечения. Для фармрынка этот вопрос представляет серьезный вызов. В западных странах принята система, при которой национальные системы здравоохранения либо оплачивают, либо возмещают стоимость большинства лекарств. Считаю, что в России движение в этом направлении неизбежно, но оно требует времени, а также возобновления роста ВВП и совершенствования экономической системы страны.

Поэтому в целом российский рынок интересен для большинства компаний, не только итальянских, но и американских, немецких и др. На Российском фармацевтическом форуме в Санкт-Петербурге я услышал, что за последние два года более 100 новых компаний решили войти на российский фармацевтический рынок.

— Сейчас российская экономика переживает не самые лучшие времена, и тем не менее вы присутствуете на рынке. Что привлекает вас в России?

— Экономические перемены происходят во многих странах, не только в России. Так, в Италии в течение последних пяти лет был тяжелый экономический кризис, сейчас ситуация выправляется. Конечно, последние годы в России достаточно напряженные, что связано с санкциями, с низкой ценой на нефть и газ, однако потенциал страны очень большой. Все-таки Россия остается сильной экономикой. Здесь многое можно сделать, существует много возможностей не только для фармкомпаний, но и для экономического и финансового развития в целом. Полагаю, Россия вернется на траекторию роста достаточно скоро.

Это мы проходили

— Российские власти пока еще формируют регуляторную систему на фармрынке. Сейчас вводится система национального GMP, реализуется стратегия импортозамещения. Что вы думаете об этих преобразованиях?

— Это нисколько меня не удивляет. Аналогичные процессы мы видели во многих странах, когда приходили на их рынки. Как глобальная компания мы должны приспосабливаться к местным требованиям, местной регуляторике. Нам нужно быть гибкими. Именно нам, а не местным регуляторам. У «Альфа Вассерманн» нет проблем с точки зрения инспектирования системы GMP. Кроме того, сейчас мы завершаем процедуру объединения с итальянской фармацевтической компанией Sigma-Tau. У нас будет крупная корпорация с производством в Италии, Испании и других странах. И я уверен, все наши площадки готовы встретить российских инспекторов. Мы уже проходили через это с бразильскими, американскими, канадскими властями. Это нормальный процесс, каждые два месяца у нас бывают аудиторы и проверяют качество нашей продукции. Второе фундаментальное изменение — создание Евразийского экономического союза, в который входят Россия, Казахстан, Белоруссия, Армения и Киргизия. И, опять же, мы готовы сотрудничать в рамках новых регуляторных условий, обеспечивая импорт нашей продукции. Также мне бы хотелось обратить внимание на очень распространенный феномен, с которым мы вынуждены сталкиваться во многих странах, — контрафактные лекарства. Ведь наша компания производит продукты для здоровья, и важно, чтобы они были качественными и безопасными. Так, для борьбы с подделками на всем пространстве от Европы до Китая и Мексики мы отслеживаем каждую упаковку при помощи сложной компьютерной системы, которая определяется регуляторными органами ЕС и FDA, так что у нас есть соответствующий опыт и технологии.

Что касается других изменений, в частности инвестирования в производство, то мы серьезно думаем об этом. Скорее всего, мы не будем строить новые заводы, но можем использовать уже имеющиеся локальные площадки. Мы уже начали переговоры. В перспективе это позволит нам создавать препараты не только для российского рынка, но и для близлежащих стран. Это то, что мы уже делали в других странах. Наша компания гибкая в этом плане, и если нас устраивает качество производства, то мы пойдем на сотрудничество. Мы работаем здесь уже 25 лет и хотим остаться, по крайней мере, еще на 25 лет.

Доверять местным

— Зачастую, говоря об иностранных компаниях, имеют в виду Большую фарму. Но вы не относитесь к этой категории. Каковы ваши основные отличия от Большой фармы?

— Да, мы не Большая фарма. У нас небольшая семейная компания, хотя после слияния с другой семейной итальянской фармкомпанией Sigma-Tau маленькой нашу фирму уже не назовешь: наш годовой оборот составит примерно 1 млрд евро. Чему мы научились за прошедшие годы, будучи компанией среднего размера, и что мы хотели бы передать российским компаниям, которые могут последовать нашему примеру? Во-первых, идите туда, где есть возможности. Компании Большой фармы вынуждены присутствовать везде. Мы же идем туда, где это оправдано.

Во-вторых, нужно развивать инновации. Если твой продукт не приносит с собой нечто новое, то выйти на рынок не получится. Неважно, в какую страну мы идем, мы всегда идем с инновациями, чтобы лечение для пациентов становилось лучше, удобнее, безопаснее или дешевле. Ну и, конечно, компания должна обеспечить качество своего продукта в соответствии со стандартами GMP, организовать систему фармаконадзора. Это по силам компаниям любого размера в любой стране.

— Отечественным производителям сложно конкурировать с Большой фармой и выходить на внешние рынки. «Альфа Вассерманн» — как раз пример небольшой компании, которая производит оригинальные препараты и находит рынки сбыта для них. Поделитесь опытом, как вам это удается.

— Небольшая компания — норма для Италии. Итальянская экономика основана на таких компаниях, у нас нет больших конгломератов, таких как в Германии или США. «Альфа Вассерманн» не входит в ТОР крупных компаний, но при этом экспортирует свою продукцию во многие страны. Если российские компании хотят идти на внешние рынки, они должны быть гибкими и хорошо адаптироваться. Нужно создавать локальные управленческие команды и доверять местным менеджерам, потому что никто не знает рынок лучше них. Мы не импортируем итальянский менеджмент в другие страны. Второй секрет, как я уже говорил, идти туда, где есть смысл работать. И, наконец, приходить с инновациями.

— То есть вы считаете, что у российских компаний есть потенциал?

— Думаю, что российские компании могут конкурировать с европейскими компаниями мирового уровня. Россия — одна из самых больших стран в мире. Я уверен, что рано или поздно уровень потребления лекарств на душу населения достигнет уровня других западных стран. Конечно, должно пройти время. И не 10—15 лет, это более длительный процесс. Важно осознавать, что фармацевтика является неотъемлемой частью системы здравоохранения. Населению нужны доступные больницы, доступные врачи и доступные лекарства. Еще немало препаратов ожидает своего запуска на российском рынке. Но, как я уже сказал, это связано с общей экономической обстановкой в стране. И я уверен, что в ближайшие годы мы увидим заметные улучшения в этой сфере.

Герман Иноземцев, Елена Калиновская
«Фармацевтический вестник», №18 31.05.2016

Узнать больше

Данный сайт использует cookie-файлы, собирает данные об IP-адресе и местоположении, сведения об источнике перехода на сайт в целях его функционирования и предоставления корректной информации по Вашим запросам.
Продолжая использовать данный ресурс, Вы автоматически соглашаетесь с использованием данных технологий и обработкой вышеуказанных данных.

Вы можете ознакомиться с Политикой обработки Cookies более детально.