Стеклянный потолок для сильного слабого пола: миф или правда?

23 февраля 2016 г.

Ольга Глазкова: «В нашей семье я представляю уже третье поколение женщин-управленцев»

Фарма — сфера бизнеса, где на высших руководящих должностях немало женщин. Многие пришли на фармрынок в 90-е гг. из медицины и начинали медпредставителями. Среди них и генеральный директор Alfa Wassermann в России Ольга ГЛАЗКОВА. На примере ее карьеры мы попытались выяснить, есть ли невидимые барьеры для роста женщин в фармбизнесе и где слабому полу проще пробиться на топовые позиции — в России или на Западе.

Ольга Глазкова представляет в своей семье уже третье поколение женщинуправленцев. Бабушка руководила департаментом образования в Саратове, мама была зам. министра здравоохранения Московской области. Так что пример успешной работающей женщины у нее всегда был перед глазами.

Ольга — выпускница Второго меда, пришла в фармбизнес в 1998 г. после окончания ординатуры и аспирантуры. Карьера началась с должности медпредставителя в компании «Апджон» (позже «Фармация-Апджон»). Работая с препаратом группы гормонов роста, она в буквальном смысле видела результаты своего труда. «Когда детки начинают расти, и ты понимаешь, что в этом есть частичка твоих усилий, это здорово мотивирует! Я осознала, что моя работа в фармбизнесе и работа врача — по сути лишь разные способы решения одной и той же важной задачи».

Далее ее карьера развивалась в маркетинге в отделе неврологии компании «Шеринг». Своим основным достижением в тот период она считает вклад в становление сестринской патронажной неврологической службы в России. Это сейчас такая служба является обязательным компонентом поддержки больных рассеянным склерозом, а тогда это был первый в стране опыт.

Потом был вывод на российский рынок инновационных препаратов для лечения онкологических заболеваний. Но настоящим вызовом для Ольги стало предложение возглавить бизнес-юнит «Женское здоровье» в уже объединенной компании «Байер Шеринг Фарма». К слову, до нее эту позицию занимали в компании только экспаты-мужчины, как, впрочем, и после. «Отдел на тот момент был главным «кормильцем» компании, давая 80% годового оборота. Ответственность была колоссальная», — признается Ольга.

Три года успешного руководства бизнесюнитом стали скачком в росте ее управленческой квалификации. Конечно, многое дало дополнительное образование — программа МВА Открытого университета Великобритании. Но, по мнению Ольги, лучшая школа для становления менеджера — это опыт работы в Большой фарме, где многие процессы систематизированы с учетом лучшего международного опыта.

Предложение поработать три года в штабквартире «Байер Фарма» в Берлине Ольга приняла не раздумывая. «Только поработав на той стороне, начинаешь понимать, как принимаются решения на глобальном уровне, каким образом формируются приоритеты, — считает Ольга. — Работа в штаб-квартире старшим менеджером по проектам на развивающихся рынках заметно расширила мое видение бизнеса».

Однако со временем она поняла, что «штабной человек» — не ее роль. «В штаб-квартире очень много процессов, за которыми сложно увидеть конкретный результат твоих усилий. А для меня всегда это было важно. К тому же я привыкла к живой активной работе. Словом, стало не хватать адреналина».

Также, к своему удивлению, наша героиня обнаружила, что принадлежность к женскому полу является ограничением для дальнейшего карьерного продвижения. На каждом более высоком уровне руководства в компании оставалось все меньше и меньше женщин.

Со стороны казалось, что карьера Ольги развивается по восходящей, но она ощущала себя в тупике. Срок контракта подходил к концу, и она решила посмотреть, какие возможности есть в России. Наиболее интересным было предложение частной итальянской фармкомпании Alfa Wassermann возглавить российский филиал.

Уже год Ольга является генеральным директором Alfa Wassermann в России и о своем выборе ни разу не пожалела. «Здесь есть возможность применить на деле все, чему научился в Большой фарме, так как филиалам предоставляется значительная свобода в выстраивании бизнес-процессов, в формировании портфеля препаратов и стратегии их продвижения. Очень близка русскому человеку теплая семейная атмосфера компании и эмоциональная вовлеченность итальянских менеджеров. В то же время я испытываю повышенный уровень ответственности перед собственниками, ведь это конкретная семья, которая вкладывает в бизнес собственные деньги. И нужно оправдать их ожидания».

Размышляя над тем, есть ли в российском фармбизнесе барьеры для продвижения женщин, Ольга отмечает, что таких ограничений не видит. «Женщины-лидеры добиваются на фармрынке самых высоких позиций, что подтверждают карьеры Наиры Адамян, Марины Велдановой, Анны Ярвиц, Лилии Титовой, других талантливых бизнес-леди. Если и остаются барьеры, то скорее на уровне принятия решений в штаб-квартирах зарубежных компаний. Но ситуация меняется. Иностранные топ-менеджеры, приезжая в Россию, видят много россиянок, успешно работающих в роли CEO, и пересматривают свои подходы. На мой взгляд, в России стеклянного потолка в карьере женщин в фармбизнесе нет».

«Фармперсонал», №6 23.02.2016


Все новости